
Что даст открытие границы Гюмри и гюмрийцам?
В cвое время армянский город Гюмри (Кумайри-Александрополь-Ленинакан) являлся одним из узлов пересечения геополитических интересов сначала Турции и Ирана, а потом – Турции и России. Турки не раз наведывались в эти края – и как завоеватели, и как торговые партнеры, и как просто гости.
Особенно тяжелыми выдались для города 1918-1920-е годы, когда после очередных нашествий турецких войск город сильно пострадал. Здесь до сих пор недобрым словом поминают Кязима Карабекира, который тогда командовал турецкими частями. В 1918-м туркам удалось захватить Гюмри, и Карабекир разместил свой штаб в одном из корпусов нынешнего Педагогического института. К счастью, это продлилось недолго.
Важную роль город сыграл и в мирное время, когда активизировались торговые, культурные и другие контакты. Был в Гюмри квартал, который местные жители до сих пор называют в первоначальном варианте – “Турки майла”, то есть что-то вроде “Турецкой слободы”. В XIX – начале ХХ века Александрополь, как тогда назывался город, стал одним из важных экономических центров для восточных вилайетов Османской империи и сопредельных территорий.
Впоследствии, когда здесь утвердилась Российская империя, Александрополь стал также важным военным узлом. Здесь была построена знаменитая Черная крепость, по сей день поражающая своей прочностью и оригинальными инженерными решениями. В свое время она считалась одной из самых мощных и надежных в Закавказье. В начале 1900-х, при царе Николае II, была проложена железная дорога от Александрополя до Карса, которая, с одной стороны, соединила город с турецкими Карсом, Эрзерумом, Ерзынкой и Сарыкамышем, а с другой – со столицей республики Эриванью. Что еще более повысило роль здешнего региона с точки в торгово-экономическом аспекте. Железнодорожная магистраль действовала до закрытия границы с Турцией в 1993 году.
Сегодня первым населенным пунктом Армении, через который эта магистраль пересекает границу, является село Ахурик. Здешние жители хорошо помнят, как сорок лет назад – в 1971 году был демонтирован построенный еще при царе Николае II железный мост, по которому шли поезда. Взамен построили бетонный мост. А в 1960-х на мосту были возведены заградительные устройства, призванные предотвратить прорыв рельсовой бронетехники потенциального противника в случае возможных военных действий. Пока эти устройства не пригодились. Посмотрим, как дальше сложится.
По мнению жителя Ахурика Григора Аганяна, если турки потеряют здешнюю железную дорогу, и заработает Мегринский участок, соединяющий Армению с Ираном, то Карсская дорога потеряет свое стратегическое значение. “А дорога Карс-Ахалкалак – по-моему, просто блеф,- высказывается Григор.- В условиях нынешнего кризиса вряд ли найдется смельчак, готовый рискнуть солидным капиталом для такого проекта, да еще в таком нестабильном регионе. Как раз здесь и может пригодиться магистраль Гюмри-Карс”.
В Гюмри полагают, что при таком развитии событий открытие пограничного пункта может благотворно сказаться на состоянии города и всего Ширакского марза. Если, конечно, снова не будет взят на вооружение пресловутый “принцип головастика” – когда всё поглощает столица, а регионам остаются крошки.
Написать комментарий