
Шведский сотовый оператор в Узбекистане предпочел «не усложнять»
Когда в 2007 году шведский телекоммуникационный гигант TeliaSonera заявил о намерении расширить географию своего бизнеса и начать работу в Узбекистане, казалось, что компания обречена на колоссальный успех. Шел пятый год непрерывного роста ее международного присутствия, и TeliaSonera, вырвавшись за пределы тесных границ Скандинавии, продолжала экспансию на огромные неосвоенные рынки Центральной Азии и Закавказья. Узбекистан с его обширными территориями и требующей развития инфраструктурой обещал шведскому концерну рост бизнеса и прибылей на годы вперед. Причем за один только первый год компания планировала заработать 26 миллионов долларов.
Однако по прошествии пяти лет TeliaSonera вместо этого оказалась замешанной в громком скандале и стала объектом уголовного преследования в связи с тем самым, казалось бы, судьбоносным решением. Вдобавок к этому власти Швейцарии в рамках собственного расследования по другому делу изучают детали обвинений в отмывании денег, предъявленных партнерам компании по той роковой сделке. Два ее топ-менеджера подозреваются в подкупе, а банковские счета в Швеции и Швейцарии заморожены, чтобы служить доказательством при рассмотрении этих дел.
Как теперь выясняется, за свои впечатляющие успехи компания заплатила высокую цену. По мнению следствия, в 2007 году менеджеры TeliaSonera произвели неясного рода денежные выплаты, дабы обеспечить себе выход на рынок Узбекистана — страны, чей президент, известный своими замашками диктатора, не только жестко контролирует проявления инакомыслия, но и держит в ежовых рукавицах бизнес, культуру и политику.
Для расширения деятельности своего узбекского подразделения TeliaSonera должна была получить лицензию для работы в сетях 3G в этой центральноазиатской республике. Однако прежде чем это произошло, компания в течение месяцев вела тайные переговоры с представителями правящего режима Каримова, подтвердили в прошлом месяце два ее топ-менеджера в эфире шведского государственного телевидения (SVT) в рамках информационного репортажа из цикла «Миссия — расследование». По завершении переговоров компания втихомолку приобрела необходимые лицензии через фиктивную офшорную компанию, которая, как смог наглядно доказать Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), находилась в собственности человека, близкого к Каримову.
Написать комментарий