HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

“Без проведения демаркации и отхода азербайджанцев село опустеет…”

После захода солнца в селе Кахакн Гегаркуникской области холодает. Местные пчеловоды Артур и Ара пьют кофе во дворе и смотрят видео о болезнях пчел. Друзья встречаются почти каждый день, обсуждают прошедшие события, планы  на будущее. Еще в 1990-х годах оба переехали из села Мец Масрик в Кахакн. Здесь пчеловодством занимаются три человека – Артур, Ара и Исаак. Пчел держат еще несколько человек, но у них всего по 5-10 улей, которые они не вывозят из села, говорят наши собеседники.

Ара Минасяну пятьдесят лет. Тридцать из них он занимается разведением пчел. Не забывает также о животноводстве и земледелии. Артур Петросян приобщился к пчеловодству еще раньше. Ему 55 лет. Еще в Мец Масрике пчел держали его дед и отец. Артур с улыбкой говорит, что в их семье это занятие передается по наследству.

Каждый год в феврале Ара и Артур вывозят свои улья в Араратскую область. В Кахакне весна начинается в мае, а до этого пчелы нуждаются в тепле и нектаре. В Араратской области у друзей есть знакомый, во дворе которого они и устанавливают свои улья. В мае, во время цветения акаций, улья увозят в Мартуни, а оттуда возвращают в родное село. К тому времени в Кахакне, да и в горах уже расцветают различные цветы. 

Урожаем этого года друзья недовольны. Если раньше с одного улья они получали 30 кг меда, то сейчас – всего 10. “В этом году меда оказалось мало. Год выдался засушливым, во время цветения тепла было недостаточно, цветы не выделяли нектар”,- объясняет Артур.

В будущем году друзья столкнутся с проблемой места для установки своих улей. Дело в том, что их знакомый переехал, и они пока не знают, что будут делать.

За спиной Артура и Ара видна гора, на которой расположены армянские и азербайджанские позиции. В результате военной агрессии, развязанной Азербайджаном против Армении 13 сентября 2022 года, пострадало и село Кахакн. “Видите холм? Раньше там были наши посты. Сейчас азербайджанцы находятся на вершине горы, а наши внизу”,- сказал Артур, показывая на азербайджанские позиции.

Армянские позиции расположены в 3-3,5 километрах по прямой от центра села, азербайджанские – в 5 километрах.

“На рассвете, когда воздух прозрачный, дети во дворе видят, как перемещаются азербайджанцы”,- отметил Ара.

Эта новая ситуация имела для Кахакна свои последствия. Пастбища, где люди пасли скот, стали нейтральной зоной. Это привело к сокращению поголовья скота. Артур, например, из 15 голов крупного скота оставил всего пять. После 2022 года количество животных в селе сократилось почти на 50 процентов.

Артур живет в верхней части села, в направлении позиций. По его словам, на этом участке осталась только его семья, остальные покинули свои дома.

В Кахакне молодежь не может найти работу, поэтому уезжает отсюда. А это значит, что Кахакн становится одним из сел Армении со стареющим населением.

“Как вы представляете здесь свое будущее?” – спрашиваем мы друзей-пчеловодов.

“Нужно провести демаркацию границы, эти (азербайджанцы) должны отойти на свои места, а мы останемся на своем месте”,- ответил Ара. “А если не отойдут?” – поинтересовались мы. “Тогда село начнет постепенно пустеть. Люди уедут…” – сказал в заключение Ара.

Материал подготовлен в рамках поездки, организованной армянским офисом Фонда населения ООН (UNFPA).

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter