Кто такой представляющийся новым собственником “МТС Армения” Константин Соколов
В первой части этой истории мы коснулись некоторых деталей сделки по отчуждению телекоммуникационного оператора – компании “МТС Армения”. В статье мы рассказали о китайце Же Жанге, представляющемся реальным бенефициаром кипрской компании Fedilco Group Limited, которая приобрела у российской “МТС” армянскую компанию. Вторым собственником представляется Константин Соколов.
Напомним заявление ЗАО “МТС Армения” о том, что новые собственники – “профессиональные инвесторы, имеющие богатый опыт деятельности в сферах телекоммуникаций, финансов, энергетики и управления активами”. Тем не менее, на основании полученных нами сведений и результатов проведенного исследования мы пришли к выводу, что и в этом случае, как и при заключении многих других сделок, Жанг и Соколов – всего лишь управляющие, тогда как стоящие за ними реальные собственники или инвесторы остаются в тени и по тем или иным причинам сохраняют конфиденциальность.
По данным marketscreener.com, 49-летний Константин Анатольевич Соколов окончил Санкт-Петербургский государственный университет (судя по всему, он петербуржец), после чего получил в Чикагском университете степень магистра менеджмента. Согласно тому же источнику, имя Соколова связывают с американскими и британскими компаниями, в которых он занимает (занимал) главным образом должность директора. В двух из этих компаний Соколов и Же Жанг входят (входили) в совет директоров.
Компания Соколова причастна к спору с инвестором и судебному делу
Константин Соколов фигурирует в истории с канадским инвестором, который, согласно кипрской прессе, стал жертвой мошенничества на сумму свыше 2,5 млн долларов.
В 2018 году кипрское издание 24h.com.cy сообщило о рассматривавшемся в суде Кипра иске канадского инвестора, который просил ликвидировать местную компанию Posparon Investments Limited с тем, чтобы можно было уточнить размер суммы, присвоенной у него путем мошенничества. Согласно публикации, директора компании Posparon Ольга Игоревна Каторайчик и Илья Вячеславович Соколов (оба граждане РФ) уговорили канадца инвестировать посредством действующего в Лихтенштейне фонда 2,5 млн долларов в российское акционерное общество “Компрессорный комплекс” (“КК”), специализирующееся в производстве помповых насосов и компрессоров. Это было ведущее машиностроительное предприятие в Санкт-Петербурге.
По сведениям 24h.com.cy, в рамках инвестиционной сделки было подписано соглашение, в котором отмечалось, что Posparon Investments Limited владеет 80% “КК”, однако в судебном иске подчеркивалось, что Posparon является акционером не российской компании, а кипрской Wellinom Holdings Limited, в которой должности директоров занимают все те же Ольга Каторайчик и Илья Соколов. В действительности же, как свидетельствуют данные реестров Кипра и РФ, Posparon не имела прямого отношения ни к “КК”, ни к Wellinom Holdings. Тем не менее Posparon находилась на вершине пирамиды (остальные компании были представлены как ее “дочки”). Канадец стал дольщиком именно этой компании и в дальнейшем подал в суд именно на Posparon.
Официально около 80% “КК” с 2012 года принадлежат другой российской компании – ООО Арго, которое в свою очередь до 2016 г. принадлежало Wellinom Holdings Limited.
По документам собственниками Wellinom являются оказывающие услуги в инвестиционной сфере кипрские компании, которые принадлежат одному и тому же лицу. Это очень удобный и распространенный способ сокрытия реального бенефициара. То же самое можно сказать о компании Posparon, около 70% которой, как можно видеть на нижней схеме, принадлежали оказывающим услуги в сфере консалтинга и управления бизнесом двум кипрским компаниям, что опять-таки ничего не говорит о реальных владельцах.
Схема собственников “Компрессорного комплекса” по положению на 2016 г., когда компания перешла к “СБК Премьер”. Цветами на рисунке обозначены следующие страны:
Россия – зеленый, синий
Кипр – фиолетовый
Мальта – коричневый.
Как следует из этой схемы, Илья Соколов был членом совета директоров “КК” (согласно его странице LinkedIn, в 2011-2017 гг. он занимал также должность председателя совета) и Константин Соколов (2011-2014 гг.). Более того, К.Соколов был участником “КК” с долей 0,0042%.
Вернемся к судебному иску против Posparon. В нем говорится, что позднее директора О.Каторайчик и И.Соколов сообщили инвестировавшему 2,5 млн долларов канадцу, что произведена корректировка разумной стоимости инвестиции в размере 8 млн долларов, но при этом они не показали финансовые отчеты вышеупомянутых дочерних компаний Posparon для обоснования необходимости увеличения суммы инвестиции. Вместо этого канадцу было представлено заключение кипрской аудиторской организации о том, что корректировка размера инвестиции обусловлена якобы ростом стоимости чистых активов дочерней компании Posparon (предположительно речь идет о “КК”).
В любом случае в 2014 г. И.Соколов отправил документы инвестору из Канады и его адвокатам, однако аргументы в пользу увеличения размера инвестиции не уовлетворили канадца. При этом директора сообщили, что российская компания оформила в местном банке кредит на 35 млн долларов, в результате чего и выросла стоимость основной кипрской компании. В конце концов инвестор потребовал встречи не только с Ольгой Каторайчик и Ильей Соколовым, но и с представляющимся собственником и конечным бенефициаром компании Posparon (разумеется, и подчиняющемуся ей “КК”) Константином Соколовым. Последний заверил канадца, что впредь самую свежую информацию об инвестициях тот будет получать лично от него.
Тем не менее, по сообщению 24h.com.cy, до 2017 г. канадский инвестор так и не получил какую-либо важную информацию, и хотя его адвокаты периодически пытались разобраться в ситуации, директора Posparon Каторайчук и Соколов созвали общее собрание компании для повторного утверждения прошедших аудит финансовых отчетов 2013-2014 гг., так и не разъяснив, для чего нужно было это делать.
В январе 2018 г. судебный иск с требованием ликвидировать Posparon Investments Limited подала владеющая 6,3% ее акций компания канадского инвестора Wastendo. Согласно госреестру Кипра, единственным собственником Wastendo является житель канадского города Калгари Глен Смит (Glenn Smith). По сути, именно Смит является упомянутым 24h.com.cy инвестором или его представителем.
Помимо требования о ликвидации Posparon, компания Wastendo попросила суд обязать других акционеров (Norfin Management Limited, Norfin Holdings Limited и Yarton Investments B.V.) приобрести за 2,5 млн долларов ее долю в размере 6,3%. Фактически канадец хочет получить обратно свои деньги от остальных участников Posparon, которые, по сути, действовали под контролем К.Соколова. В судебном иске указывалось, что, по мнению инвестора из Канады, в компании имеются серьезные признаки плохого администрирования и недобросовестного управления со стороны совета директоров, деятельность компании осуществляется путем обмана, чему способствовала кипрская аудиторская организация. Однако противоположная сторона подала встречный иск с просьбой отклонить требования Wastendo, который суд Никосии удовлетворил в декабре 2018 г.
Получается, что канадский инвестор потерпел неудачу не только заключив сделку с Posparon, но и при защите своих интересов в суде.
Тем не менее, основанная в 2008 г. компания Posparon в июле 2022 г. была исключена (strike off) из госреестра Кипра.
Что касается оказавшегося в центре инвестиционного спора “Компрессорного комплекса”, то в 2016 г. новым собственником компании Арго, владеющей 80% этого предприятия, стала компания “СБК Премьер” из Группы компаний “Сбербанка” (предположительно контрольный пакет акций машиностроительной компании перешел к банку в обмен на кредитное обязательство). То есть “КК” больше не контролировалась кипрской Posparon. А в 2017 г. Арго перешла к другой российской компании – “Гроссманн Рус”, входящей в инженерную компанию Grossmann Group. Последняя работает с крупными нефтегазовыми компаниями. Однако в 2020 г. “КК” была признана банкротом, а в 2022 г. та же участь постигла “Гроссманн Рус”.
Выше было отмечено, что директора Posparon О.Каторайчик и И.Соколов убедили инвестора из Канады вложить 2,5 млн долларов в “Компрессорный комплекс” посредством действующего в Лихтенштейне фонда. Трудно сказать, как конкретно действовала связь между указанным фондом и Posparon с ее дочерними компаниями. Примечательно, однако, что в 2011-2020 гг. Илья Соколов, согласно его странице в соцсети LinkedIn, работал внешним советником в зарегистрированном в Лихтенштейне фонде Gotthard Umbrella Fund, который инвестировал главным образом в рынок недвижимости России. Более того, российская газета “Коммерсант” писала о том, что в отчете Gotthard Umbrella Fund 2018 года предприятие “Компрессорный комплекс” включено в портфолио фонда. В конце 2019 г. фонд перестал существовать.
Провал инвестиционного проекта реставрации здания-памятника в Петербурге
К.Соколов и его партнеры участвовали в еще одном проекте, который, однако, потерпел провал. В мае 2010 г. правительство Санкт-Петербурга на закрытом заседании приняло решение отчуждить три здания-памятника федерального значения частным инвесторам, которые должны были превратить эти здания в отели класса “люкс” или 5-звездочные. При этом аукцион на покупку этих зданий не был объявлен, они были отчуждены путем прямой продажи в рамках одного пакета.
По сообщению российской прессы, два здания приобрели две компании, аффилированные с братьями-близнецами, миллиардерами Борисом и Михаилом Зингаревичами. Покупатели заплатили соответственно 30 и 20 млн рублей. Однако, помимо этих сумм, они обязались осуществить инвестиции на конкретные суммы.
Аналогичным образом было продано третье здание – дом известного в Российской империи банкира Михаила Вавельберга. Это здание приобрела за 111 млн рублей петербуржская компания “ИФГ-Базис-Проект”. Ее генеральный директор заявил российским СМИ, что они не имеют отношения к Зингаревичам.
Братья Зингаревичи известны в основном своим деревоообрабатывающим бизнесом (их иногда называют “лесными братьями”). В 1990-х их партнером был ставший в дальнейшем президентом РФ петербуржец Дмитрий Медведев. Сегодня партнером братьев является другой миллиардер и тоже уроженец Петербурга Захар Смушкин, о котором мы уже имели повод писать.
В 2010 году российская пресса сообщила о том, что “ИФГ-Базис-Проект” принадлежит кипрской компании Applerson Holdings Limited, собственники-бенефициары которой неизвестны. Занимавший в то время должность гендиректора “ИФГ-Базис-Проект” Данат Булавко сказал, что речь идет о международном инвестиционном фонде. О том, что Applerson намерена инвестировать в гостиничный комплекс Санкт-Петербурга, сообщалось еще в 2009 г. Тогда же было отмечено, что эта компания является подразделением кипрского инвестиционного фонда IFG-Basis. По сообщениям российской прессы, фонд был создан для вложения инвестиций в сферу недвижимости стран Восточной Европы, России, Китая, а также стран Персидского залива. По состоянию на 2009-й год фонд включал около 100 объектов, а его финансовыми партнерами были австрийский Erste Bank, итальянский Generali Group и швейцарский Bank Julius Baer & Co.
Следует, однако, отметить, что, по данным госреестра Кипра, в этой стране инвестиционный фонд под названием IFG-Basis не зарегистрирован. С другой стороны, согласно кипрскому реестру, у собственников существовавшей в 2009-2014 гг. компании Applerson Holdings Limited такой организации никогда не было. Последним собственником Applerson была зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания Crest Wave Investments Limited, а Константин Соколов был членом совета директоров Applerson.
Таким образом, в 2010 г., когда российская компания “ИФГ-Базис-Проект” приобрела дом Вавельберга с целью переоборудования его в гостиницу, собственником компании была Applerson Holdings Limited, с которой был непосредственно связан К.Соколов. Известно также, что в 2013-2016 гг. российское предприятие принадлежало зарегистрированному в Москве ООО “Компания инновационного развития”, владельцами которого в соотношении 50-50 были кипрская компания Wellinom Investments Limited и зарегистрированная на ВБО компания Wellinom Properties Limited. Наше исследование показало, что за различными компаниями с названием Wellinom стоял опять-таки К.Соколов. Другой вопрос, был ли он реальным собственником или всего лишь представлялся таковым.
Схема собственников “ИФГ-Базис-Проект” по состоянию на 2016 г., когда эта компания еще не перешла к “СБК Премьер”, выглядела следующим образом:
Россия – зеленый, синий
Кипр – фиолетовый
Офшорные зоны (БВО, Ангилья) – коричневый.
В 2010-2017 гг. гендиректором “ИФГ-Базис-Проект” был партнер К.Соколова Илья Соколов. Последний в 2013 году подписал соглашение с арабской компанией Jumeirah Group, которая должна была взять на себя управление гостиницей, создаваемой на основе дома Вавельберга. Однако этому проекту не суждено было осуществиться.
В 2019 г. российский “Коммерсант” со ссылкой на свои источники, написал, что к гостиничному проекту “ИФГ-Базис-Проект” имели отношение Константин Соколов, предприниматель Евгений Тонкачев, который опроверг свое участие в проекте, а также зарегистрированная в Лихтенштейне компания Gotthard Umbrella Fund. Согласно газете, в 2018-ом дом Вавельберга, как и предприятие “Компрессорный комплекс”, было включено в список активов этого фонда, однако в 2019 г. фонд довел до конца процесс отчуждения исторического здания. Как было отмечено выше, в конце 2019 г. Gotthard Umbrella Fund был ликвидирован.
Фактически как машиностроительное предприятие “Компрессорный комплекс” до 2016 г. контролировала кипрская компания Posparon Investments Limited, собственником-бенефициаром которой был Константин Соколов, так и компания “ИФГ-Базис-Проект” до 2016 г. находилась под контролем аффилированных с Соколовым компаний.
Соколову и его партнерам так и не удалось реализовать проект превращения дома М.Вавельберга в гостиницу, хотя ее и планировалось открыть в 2015 г., то есть через пять лет после продажи исторического здания.
В 2016-ом единственным собственником “ИФГ-Базис-Проект” стала дочерняя компания “Сбербанка” “СБК Премьер”. В 2017 г. эту компанию сменила российская компания “Проект 5-7”, в свою очередь являвшаяся совместной собственностью “Сбербанка” и предпринимателя-миллиардера Николая Буйнова.
В 2019 году “Сбербанк” ушел, после чего “Проект 5-7” и принадлежавшая ему компания “ИФГ-Базис-Проект” полностью перешли в распоряжение Буйнова. Именно при нем в 2021 году завершилось длившееся более 10 лет преобразование дома Вавельберга. В апреле 2021 г. здесь открылся 5-зведочный отель Wawelberg.
Мать К.Соколова основала аналогичную компанию на Кипре
В декабре 2023 г. на Кипре была основана компания под названием IFG Basis Capital (CY) Limited, единственным участником и директором которой является Бронислава Горелик. По сообщению источника Hetq.am, Б.Горелик – мать Константина Соколова. Она вовлечена участником и в других кипрских компаниях. По данным госреестра Кипра, Бронислава Горелик зарегистрирована на Мальте, но имеет гражданство Израиля. Можно предположить, что за компаниями, зарегистрированными на имя матери, в действительности стоит К.Соколов.
Hetq.am продолжает выявлять реальных бенефициаров-собственников “МТС Армения”. Из двух разных источников мы получили одинаковую информацию о реальных покупателях этого телекоммуникационного оператора. Но об этом в следующей статье.
Написать комментарий